Урожай высокого полета: что дает фермеру использование сельхозавиации?

Что дает фермеру использование на полях Волгоградской области малой сельхозавиации?

Девять миллиардов рублей — такую весьма внушительную сумму составил объем прибавки урожая зерна в 2021 г. за счет работы сельскохозяйственной авиации. Причем речь идет о самом востребованном зерне с высоким содержанием протеина. А в разрезе отдельных хозяйств эта прибавка означает дополнительные миллионы рублей прибыли, развитие производств, выплату зарплат и премий, достойный уровень жизни тысяч сельских семей.

Почему мы тормозим?

Однако цифру в девять миллиардов можно было увеличить еще, если решить проблемы, порой откровенно абсурдные и бюрократические, которые тормозят развитие малой сельхозавиации, а, значит, и сельского хозяйства Волгоградской области в целом.

При отсутствии официальной статистики, отражающей деятельность сельхозавиации, её как будто и нет. А значит, она и не нужна. Даже в госпрограммах развития АПК разработчики не нашли места современной сельхозавиации.

Между тем наработки в сфере применения летательных аппаратов – это завтрашний день АПК. Так, уже не один год при активном участии волгоградских авиаторов идут работы по методу монодисперсного малообъёмного опрыскивания (ММО), который обеспечивает надежную защиту растений.

Алексей Овчинников

По словам экс-ректора Волгоградского сельхозуниверситета, академика РАН Алексея Овчинникова, еще в80-е годы прошлого века учёные убедительно доказали преимущества опрыскивания с регулируемым размером мельчайших капель. При обработке они словно накрывают растение густой взвесью из микроскопических частиц аэрозолей. Это дает резкое снижение масштабов химической нагрузки, высокую эффективность защиты по сравнению с традиционным капельным, нерегулируемым опрыскиванием посевов, меньший расход препаратов.

— Плохо лишь одно, — отмечает доктор с.-х. наук, профессор Александр Москвичев. — Уже отработанные, проверенные на практике рекомендации научного сообщества к широкому использованию метода в АПК слабо учитываются агрочиновниками, а в ряде случаев и представителями агробизнеса. До сих пор не представлены и не реализуются на региональном и федеральном уровнях требования к техническим средствам и технологиям, что обеспечивали бы заметное снижение пестицидной нагрузки на гектар посевных площадей. Доходит до того, что в ряде прикладных научных центров даже регистрационные испытания новых препаратов ведутся по старинке — форсунками под имеющиеся технические средства их внесения. В результате нормы расхода препаратов и рабочей жидкости в выпускаемых такими научными центрами рекомендациях заведомо многократно завышены.Кроме того, в стране не налажен серийный выпуск инновационных распылительных устройств. Существует лишь адаптированный к этому методу отечественный авиационный опрыскиватель ВДД-1-2000СП, который при небольшой переделке походит для монодисперсного опрыскивания.

Обработка с воздуха

ГДЕ АВИАЦИИ НЕТ РАВНЫХ

— Волгоградская область занимает лидирующее положение в России по применению сверхлёгкой авиации в АПК на новом качественном уровне,  — говорит вице-президент Объединенной федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) РФ, гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев. — Авиахимработы только по Волгоградскому региону обеспечивают сохранение до 20% урожая на площади более 1 млн га, да и по производительности выполнения защитных работ, особенно против саранчи, авиации нет равных. 

А что было бы, если бы технологию ММО внедрить в больших масштабах? Какой экономический эффект можно было бы получить? И почему бюрократия не желает работать оперативно даже в нынешних, крайне непростых условиях, когда будущее страны напрямую зависит от развития сельского хозяйства?

Между тем волгоградским представителям отрасли сверхлегкой авиации приходится решать и целый ряд других проблем.

— Накопленный опыт позволяет  сформулировать требования к современному сельхозсамолёту, в том числе в перспективе и агрохимбеспилотнику, — говорит Алексей Кобызев. — Однако до сих пор сельхозавиация воспринимается многими чиновниками Росавиации, Минсельхоза исключительно только как устаревшие самолёты АН-2. Существующие предложения по более современным крупногабаритным сельхозсамолётам содержат массу недостатков и вряд ли выдержат конкуренцию на рынке авиационных работ. Так случилось с предложенным ещё в 2002 г. концептом на замену АН-2 якобы более современным аппаратом под названием Су-38Л от ОКБ «Сухой».

Для сравнения — около 20 лет назад парк сельхозавиационной техники региона состоял из восьми самолетов АН-2, и они смогли обработать только 120 тыс га при минимальной тогда потребности почти втрое выше — 370 тыс га.

Вскоре волгоградскими инженерами совместно со специалистами ОАО НПК «ПАНХ» (Краснодар), ГОСНИИ ГА (Москва), ТАНТК им. Бериева и КБ «Спектр-Аэро» (Таганрог) был создан перспективный самолёт СП-30 и специальное оборудование к нему, получены положительные заключения по его применению на территории Калмыкии, Краснодарского края, Волгоградской, Астраханской и еще ряда областей.

Самолёт оснащён спутниковой навигационной системой, точной аппаратурой контроля и распределения рабочей жидкости, имеет короткие взлётно-посадочные дистанции, может вести обработку малых площадей сложной конфигурации с грунтовых дорог.

В отличие от предприятий корпорации МИГ, которые начали приспосабливать известные воздушные суда к сельхозприменению, изначально создавался именно специализированный сельхозсамолёт. И он полностью оправдал ожидания.

— Многочисленные испытания СП-30 в работе в Поволжье и на юге России в борьбе с сорной растительностью среди посевов зерновых, на паровых полях, борьбе с вредителями, с саранчовыми на сельхозугодьях, внесению регуляторов роста на посевах зерновых колосовых культур, десикации подсолнечника, аэросеву горчицы доказали, что этот самолет —  оптимальная конструкция для большинства видов агрохимических работ, — говорит Алексей Кобызев. – Это имеет научное подтверждение: так, ученые Волгоградского агроуниверситета принимали участие в отработке авиационных технологий в районах области. Опубликованы материалы по применению авиации в регионе, проведены круглые столы, конференции.

Тут есть тоже абсурдный момент. Чиновники формируют ничем не оправданные требования к безопасности сверхлёгкого воздушного судна, как будто это «Боинг-737» или Airbus. Высокое качество изготовления СВС, простота и какследствие надёжность конструкции неоднократно подтверждались профессионалами — учёными испытательных научных учреждений, лётными испытаниями, сертификатами лётной годности, сотнями тысяч часов налёта при выполнении агрохимработ.

Фермеры делают выбор

Услышат ли чиновники призывы ученых и авиаторов-практиков, проделавших большую работу в интересах всего АПК страны? Пока большого прогресса в этом вопросе нет, зато все больше руководителей сельхозпредприятий отдают предпочтение сельхозавиации.

— Сейчас уже мало кто сомневается в преимуществах обработки посевов с воздуха, — отмечает Дмитрий Васкевич — руководитель ООО «Спектр», специализирующегося на оказании услуг малой авиации. — Здравый смысл и экономический расчёт расставили всё на свои места. Урожайность увеличивается, сопутствующие расходы при выполнении защитных работ снижаются.

В этом году много говорилось о подорожании средств защиты растений, в то время как аппаратура, установленная на сверхлёгких воздушных судах, дает возможность экономить дорогостоящие препараты за счёт их точного внесения. Многие руководители хозяйств считают важным то, что при применении СЛА решается и экологическая задача — снижается пестицидная нагрузка на гектар.

При этом наземная техника не способна полностью заменить авиацию по объективным, в том числе экономическим причинам. Авиация всегда будет дополнять наземную технику, а распределение объёмов и мощностей в различных нишах применения будет зависеть от эффективности их работы при равных условиях господдержки.

Основные преимущества авиации — высокая производительность, мобильность перемещения, отсутствие технологической колеи и связанных с этим потерь. Вряд ли наземная техника сможет предложить такие же параметры.

Сельхозавиация в цифрах

В регионе авиационным способом вносится более 65% инсектицидов, 35% гербицидов, 90 % десикантов

Услуги по авиаобработке выполняют более 80 воздушных судов. Предлагается широкий спектр услуг: подкормка, аэросев, защита от вредителей, болезней, сорняков, десикация.

Около 1 млн га посевов пшеницы было обработано в Волгоградской области сверхлёгкой авиацией в 2021 г. Средняя урожайность составила 25 ц/га, при этом продовольственной пшеницы было 84О

Узнать подробно о видах работ волгоградской сельхозавиации можно на сайте www.avia-spektr.ruО

Вице-президент Объединенной федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) РФ, гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев:

Убежден, что  необходимо изменить отношение к сверхлёгкой авиации (СЛА) на всех уровнях. Всем органам власти, общественным структурам необходимо прийти к пониманию, что именно в сегодняшних непростых условиях возможно эффективно реализовать преимущества СЛА в агропромышленном комплексе на федеральном и региональном уровне. В основе такого утверждения многолетний опыт Волгоградской области — без сомнения, лидера в применении СЛА в сельском хозяйстве. Другие регионы могут лишь позавидовать такой возможности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.