Урожай высокого полета: что дает фермеру использование сельхозавиации?
Что дает фермеру использование на полях Волгоградской области малой сельхозавиации?
Девять миллиардов рублей — такую весьма внушительную сумму составил объем прибавки урожая зерна в 2021 г. за счет работы сельскохозяйственной авиации. Причем речь идет о самом востребованном зерне с высоким содержанием протеина. А в разрезе отдельных хозяйств эта прибавка означает дополнительные миллионы рублей прибыли, развитие производств, выплату зарплат и премий, достойный уровень жизни тысяч сельских семей.
Почему мы тормозим?
Однако цифру в девять миллиардов можно было увеличить еще, если решить проблемы, порой откровенно абсурдные и бюрократические, которые тормозят развитие малой сельхозавиации, а, значит, и сельского хозяйства Волгоградской области в целом.
При отсутствии официальной статистики, отражающей деятельность сельхозавиации, её как будто и нет. А значит, она и не нужна. Даже в госпрограммах развития АПК разработчики не нашли места современной сельхозавиации.
Между тем наработки в сфере применения летательных аппаратов – это завтрашний день АПК. Так, уже не один год при активном участии волгоградских авиаторов идут работы по методу монодисперсного малообъёмного опрыскивания (ММО), который обеспечивает надежную защиту растений.
По словам экс-ректора Волгоградского сельхозуниверситета, академика РАН Алексея Овчинникова, еще в80-е годы прошлого века учёные убедительно доказали преимущества опрыскивания с регулируемым размером мельчайших капель. При обработке они словно накрывают растение густой взвесью из микроскопических частиц аэрозолей. Это дает резкое снижение масштабов химической нагрузки, высокую эффективность защиты по сравнению с традиционным капельным, нерегулируемым опрыскиванием посевов, меньший расход препаратов.
— Плохо лишь одно, — отмечает доктор с.-х. наук, профессор Александр Москвичев. — Уже отработанные, проверенные на практике рекомендации научного сообщества к широкому использованию метода в АПК слабо учитываются агрочиновниками, а в ряде случаев и представителями агробизнеса. До сих пор не представлены и не реализуются на региональном и федеральном уровнях требования к техническим средствам и технологиям, что обеспечивали бы заметное снижение пестицидной нагрузки на гектар посевных площадей. Доходит до того, что в ряде прикладных научных центров даже регистрационные испытания новых препаратов ведутся по старинке — форсунками под имеющиеся технические средства их внесения. В результате нормы расхода препаратов и рабочей жидкости в выпускаемых такими научными центрами рекомендациях заведомо многократно завышены.Кроме того, в стране не налажен серийный выпуск инновационных распылительных устройств. Существует лишь адаптированный к этому методу отечественный авиационный опрыскиватель ВДД-1-2000СП, который при небольшой переделке походит для монодисперсного опрыскивания.
ГДЕ АВИАЦИИ НЕТ РАВНЫХ
— Волгоградская область занимает лидирующее положение в России по применению сверхлёгкой авиации в АПК на новом качественном уровне, — говорит вице-президент Объединенной федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) РФ, гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев. — Авиахимработы только по Волгоградскому региону обеспечивают сохранение до 20% урожая на площади более 1 млн га, да и по производительности выполнения защитных работ, особенно против саранчи, авиации нет равных.
А что было бы, если бы технологию ММО внедрить в больших масштабах? Какой экономический эффект можно было бы получить? И почему бюрократия не желает работать оперативно даже в нынешних, крайне непростых условиях, когда будущее страны напрямую зависит от развития сельского хозяйства?
Между тем волгоградским представителям отрасли сверхлегкой авиации приходится решать и целый ряд других проблем.
— Накопленный опыт позволяет сформулировать требования к современному сельхозсамолёту, в том числе в перспективе и агрохимбеспилотнику, — говорит Алексей Кобызев. — Однако до сих пор сельхозавиация воспринимается многими чиновниками Росавиации, Минсельхоза исключительно только как устаревшие самолёты АН-2. Существующие предложения по более современным крупногабаритным сельхозсамолётам содержат массу недостатков и вряд ли выдержат конкуренцию на рынке авиационных работ. Так случилось с предложенным ещё в 2002 г. концептом на замену АН-2 якобы более современным аппаратом под названием Су-38Л от ОКБ «Сухой».
Для сравнения — около 20 лет назад парк сельхозавиационной техники региона состоял из восьми самолетов АН-2, и они смогли обработать только 120 тыс га при минимальной тогда потребности почти втрое выше — 370 тыс га.
Вскоре волгоградскими инженерами совместно со специалистами ОАО НПК «ПАНХ» (Краснодар), ГОСНИИ ГА (Москва), ТАНТК им. Бериева и КБ «Спектр-Аэро» (Таганрог) был создан перспективный самолёт СП-30 и специальное оборудование к нему, получены положительные заключения по его применению на территории Калмыкии, Краснодарского края, Волгоградской, Астраханской и еще ряда областей.
Самолёт оснащён спутниковой навигационной системой, точной аппаратурой контроля и распределения рабочей жидкости, имеет короткие взлётно-посадочные дистанции, может вести обработку малых площадей сложной конфигурации с грунтовых дорог.
В отличие от предприятий корпорации МИГ, которые начали приспосабливать известные воздушные суда к сельхозприменению, изначально создавался именно специализированный сельхозсамолёт. И он полностью оправдал ожидания.
— Многочисленные испытания СП-30 в работе в Поволжье и на юге России в борьбе с сорной растительностью среди посевов зерновых, на паровых полях, борьбе с вредителями, с саранчовыми на сельхозугодьях, внесению регуляторов роста на посевах зерновых колосовых культур, десикации подсолнечника, аэросеву горчицы доказали, что этот самолет — оптимальная конструкция для большинства видов агрохимических работ, — говорит Алексей Кобызев. – Это имеет научное подтверждение: так, ученые Волгоградского агроуниверситета принимали участие в отработке авиационных технологий в районах области. Опубликованы материалы по применению авиации в регионе, проведены круглые столы, конференции.
Тут есть тоже абсурдный момент. Чиновники формируют ничем не оправданные требования к безопасности сверхлёгкого воздушного судна, как будто это «Боинг-737» или Airbus. Высокое качество изготовления СВС, простота и какследствие надёжность конструкции неоднократно подтверждались профессионалами — учёными испытательных научных учреждений, лётными испытаниями, сертификатами лётной годности, сотнями тысяч часов налёта при выполнении агрохимработ.
Фермеры делают выбор
Услышат ли чиновники призывы ученых и авиаторов-практиков, проделавших большую работу в интересах всего АПК страны? Пока большого прогресса в этом вопросе нет, зато все больше руководителей сельхозпредприятий отдают предпочтение сельхозавиации.
— Сейчас уже мало кто сомневается в преимуществах обработки посевов с воздуха, — отмечает Дмитрий Васкевич — руководитель ООО «Спектр», специализирующегося на оказании услуг малой авиации. — Здравый смысл и экономический расчёт расставили всё на свои места. Урожайность увеличивается, сопутствующие расходы при выполнении защитных работ снижаются.
В этом году много говорилось о подорожании средств защиты растений, в то время как аппаратура, установленная на сверхлёгких воздушных судах, дает возможность экономить дорогостоящие препараты за счёт их точного внесения. Многие руководители хозяйств считают важным то, что при применении СЛА решается и экологическая задача — снижается пестицидная нагрузка на гектар.
При этом наземная техника не способна полностью заменить авиацию по объективным, в том числе экономическим причинам. Авиация всегда будет дополнять наземную технику, а распределение объёмов и мощностей в различных нишах применения будет зависеть от эффективности их работы при равных условиях господдержки.
Основные преимущества авиации — высокая производительность, мобильность перемещения, отсутствие технологической колеи и связанных с этим потерь. Вряд ли наземная техника сможет предложить такие же параметры.
Сельхозавиация в цифрах
— В регионе авиационным способом вносится более 65% инсектицидов, 35% гербицидов, 90 % десикантов
— Услуги по авиаобработке выполняют более 80 воздушных судов. Предлагается широкий спектр услуг: подкормка, аэросев, защита от вредителей, болезней, сорняков, десикация.
— Около 1 млн га посевов пшеницы было обработано в Волгоградской области сверхлёгкой авиацией в 2021 г. Средняя урожайность составила 25 ц/га, при этом продовольственной пшеницы было 84О
Узнать подробно о видах работ волгоградской сельхозавиации можно на сайте www.avia-spektr.ruО
Вице-президент Объединенной федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) РФ, гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев:
—Убежден, что необходимо изменить отношение к сверхлёгкой авиации (СЛА) на всех уровнях. Всем органам власти, общественным структурам необходимо прийти к пониманию, что именно в сегодняшних непростых условиях возможно эффективно реализовать преимущества СЛА в агропромышленном комплексе на федеральном и региональном уровне. В основе такого утверждения многолетний опыт Волгоградской области — без сомнения, лидера в применении СЛА в сельском хозяйстве. Другие регионы могут лишь позавидовать такой возможности.