Рост цен на топливо — удар по АПК

Рост цен на топливо — главная тема дня. Дизельное топливо за считанные дни подорожало более чем на 10%.

4400 рублей — на такую сумму подорожала в нашем регионе тонна дизельного топлива производства компании «Лукойл» только за последние три недели. Аналогичная картина у других производителей нефтепродуктов. Эксперты предупреждают: это только начало, ГСМ и дальше будет расти в цене. Что происходит на рынке, есть или способы обуздать рост и к чему готовиться аграриям?

Опт сравнялся с розницей

Вряд ли это утешит волгоградских сельхозпроизводителей, но бензин и дизель интенсивно пошли в рост по всей стране. Соответственно, всюду бьют тревогу и обычные автовладельцы, и представители аграрного сектора. На отдельных заправках ценники меняют чуть ли не каждый день, а волгоградские фермеры отмечают некий антирыночный феномен: оптовые цены, что выставляют им поставщики в последние дни, оказываются выше розничных.

— В разгар весенних полевых работ такое резкое подорожание топлива — серьезный удар по любому хозяйству, — говорит Андрей Викторович Штепо, член ВООО «Волгоградский фермер» им. В.И.Штепо, руководитель КФХ. — Дело в том, что в подавляющем большинстве хозяйств сейчас импортная техника, для которой используется дизельное топливо Евро-5. Да и отечественная техника сейчас оснащается импортными двигателями, тот же «Ростсельмаш» использует их примерно на 60% своих моделей. Тут исключено дешевое топливо, если техника выйдет из строя, ремонт влетит в десятки, если не в сотни тысяч.  Потому хочешь-не хочешь, а будешь покупать дизель по той цене, что диктует поставщик.

Вперед, в прошлое

Пока руководители хозяйств стараются, где только можно, найти топливо по старой цене и запастись максимально. Но, разумеется, это не спасет. С понедельника 14 мая литр дизеля обойдется в 45 руб. За короткий период рост цен составил более 10%.

— Ищем пути выхода из положения, — рассказал еще один фермер. — Например, в наших климатических условиях без паров не обойтись. Не от хорошей жизни  пошли на то, чтобы обрабатывать их  не механическим путем, а глифосатом. Да, тем самым, что американцы во Въетнаме использовали для выжигания джунглей. Приходится за сезон провести 6-7 обработок. Знаю, что из-за этого в почве накапливаются нуклеиды, но деваться некуда…

До такого фермеры пока не дошли, но кто его знает…

Из-за подорожания топлива фермеры переходят на примитивные методы обработки земли. Руководители хозяйств говорят о и том, что, возможно, придется сократить объем посевных площадей. А то, что останется меньше средств на развитие, вложение в технику, в реализацию долгосрочных проектов — это уже 100%.

Кроме того, аграрии никак не могут понять, почему при всех колебаниях цен на нефть на внешнем рынке на внутреннем тенденция всегда одна — к повышению. Когда цена за баррель была низкой, говорили, что за счет внутренних цен компенсируют издержки нефтянников и дефицит бюджета. А что сейчас? И почему интересы производителей, переработчиков, государства учитываются в любой экономической ситуации, а интересы аграриев — игнорируются?

Аркадий Дворкович в бытность вице-премьером Правительства, когда зашла речь о росте цен на топливов 2018 году, дал руководителям хозяйств бесценный совет — переходите на газомоторное топливо. Это, конечно, хорошо, но вопрос лишь в том, где на это взять ресурсы? И что делать с дорогостоящей техникой, которая закуплена в последние годы?

Акцизы пошли в рост

При всем при этом стоит учесть, что нынешний рост — это только начало. С 1 июля текущего года акциз на дизельное топливо повысится еще на 50 копеек за литр. Еще, потому что в этом году он уже повышался на аналогичную величину с 1 января. Сейчас акциз на одну тонну составляет 7665 руб, будет 8258 руб. От такого запланированного роста страдают не только конечные потребители,  но и мелкооптовые поставщики.

— Виновных в той ситуации, что сложилась сейчас на топливном рынке, найти непросто, но нам она невыгодна, — говорит генеральный директор ООО «Волгоградагроснаб» Сергей Васильевич Азаров. — Крупным трейдерам достаточно и 0,5% прибыли в силу крупных объемов, у нас все по-другому, мы имеем дело с конечным потребителем. Сейчас в силу того, что дизель марки Евро-5 подорожал, многие будут вынуждены перейти на более дешевое топливо. Мы потеряем клиентов, и с этим ничего не поделать.

Цены на заправках меняются каждую неделю

Сезонный фактор, ремонт ряда нефтеперерабатывающих заводов, повышение акцизов — эти причины спровоцировали рост цен на топливо, считают в ООО «Фаворит», компании, которая специализируется на оптовой торговле нефтепродуктами и ГСМ. И еще один важный момент — это рост цен на нефть на мировом рынке. Из-за преимуществ экспорта на внутреннем рынке образовался дефицит. Отсюда, считают в компании, надо ставить вопрос о нормах продажи топлива на внутреннем рынке и о снижении активов.

Нужно ли говорить о том, что меры такого рода — а о них говорят, конечно, не только в нашем регионе, провести в жизнь крайне непросто? И к тому же вопрос надо решать как можно скорей, и, похоже, без подключения административного ресурса здесь не обойтись. Раньше так и было: в предверии «высокого» сезона руководство страны договаривалось с производителями топлива о фиксации цен. Но в этом году административный ресурс не сработал.

После выборов

Эта информация прозвучала на встрече в Новосибирской области, где местным аграриям, возмущенным ростом цен на топливо,  пояснили: 28 февраля вопрос обсуждали на совещании в Минсельхозе. Представители министерства рассказали: ведомству не удалось договориться с Минэнерго по вопросу отпуска аграриям топлива по фиксированным ценам.

— В этом году сыграла свою роли политическая ситуация, — говорит Борис Владимирович Репников, вице-президент ВООО «Волгоградский фермер». — Цены долго не повышали, но выборы прошли, и их отпустили. Однозначно то, что сельхозпроизводителям надо лоббировать свои интересы, ставить вопрос перед властью. перед новым правительством.

Вопрос пытаются решать и на уровне регионов. Так, в упомянутой Новосибирской области на господдержку аграриев было решено выделить дополнительно 135 млн руб.

Что делать

Стоит также напомнить. что в свое время в нашем регионе дотации за ГСМ выплачивались отдельно, и это  были значительные суммы. Например, в 2008 году хозяйства получили на эти цели из федерального бюджета 415 млн руб. Это была самая значительная статья расходов: так, на втором месте оказалось финансирование процентов по кредитам — 320 млн руб., а на третьем — компенсация за приобретение средств химзащиты — 316 млн руб.  Сейчас на смену целевым субсидиям пришла погектарная подержка, которая в этом году составила 630 млн руб.

ГСМ: стоит ли ожидать понижения стоимости дизеля

Владимир Черничкин

— Ситуация с подорожанием топлива может негативно сказаться на положении целого ряда хозяйств региона, — уверен еще один член ВООО «Волгоградский фермер» Владимир Александрович Черничкин, руководитель ООО «Становское». — Помимо роста ГСМ, надо учитывать роль и других факторов. Например, то, что в прошлом году некоторые хозяйства были вынуждены отдавать пшеницу по бросовой цене, вплоть до 3-4 руб. за кг. Да, сейчас она выросла до 10-12 руб., но у кого сохранились запасы? Сейчас обвалились цены на гречиху до 6 руб. за кг, на нут до 23 руб. Мое видение ситуации такое, что тот запас, который хозяйства смогли накопить за последние годы, подходит к концу. Если хоть один год будет провальным, сельхозники, что называется, посыпятся. Потому в такой ситуации каждый неблагоприятный фактор имеет значение.

40 млрд руб. рассчитывало привлечь Правительство за счет увеличения акцизов на топливо. Наверняка так и будет. Но сколько потеряет в конечном итоге село и бюджет за счет снижения производительности, не говоря уже о банкротстве хозяйств — этого наверняка не просчитывал никто.

ВООО «Волгоградский фермер» им.В.И.Штепо — обращение к губернатору

В Волгоградской области падает рентабельность сельского хозяйства

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.