Волгоградские авиаторы и ученые обратились к Оксане Лут
ООО «Научно-техническая корпорация» обратилась к министру сельского хозяйства РФ Оксане Лут с рядом предложений по поводу технологического обеспечения в сфере продовольственной безопасности.
Речь идет о технологическом суверенитете АПК России и необходимости совершенствования государственного регулирования применения пестицидов и агрохимикатов. В настоящий момент, как указано в обращении, в этой сфере сложилась ситуация, препятствующая развитию АПК и эффективной деятельности сельхозпроизводителей. Устаревшие нормативные требования идут вразрез с требованиями времени и не дают возможности для эффективного применения современной воздушной техники, включая БПЛА.
Кроме того, в России по сей день отсутствует госзаказ на производство судов сверхлегкой авиации, что также сказывается на качестве и объеме работ по защите растений.
Вот какие предложения выдвигает ООО «НТК»:
1. Дать поручение Россельхозцентру и региональным органам управления сельским хозяйством обеспечить сбор достоверной официальной информации об объемах защитных работ наземной и авиационной техникой, проводимых в Российской Федерации, о применяемых технологиях и технических средствах внесения средств защиты растений, о состоянии и потребностях в опрыскивающей технике, применяемой для внесения СЗР, в том числе авиационной, включая БПЛА.
2. Привести содержание Каталога пестицидов в соответствие с современной практикой защитных работ и уйти от нормирования расхода рабочей жидкости при условии применения технических средств внесения, обеспечивающих распыление, близкое к монодисперсному;
3. Включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия вопросы развития технологий и технических средств внесения средств защиты полезных растений;
4. Обратиться в Правительство Российской Федерации с инициативой о выработке мер государственной поддержки разработки и изготовления отечественных современных технических средств внесения средств защиты растений, обеспечивающих высокое качество распыла и авиационной техники сельхозназначения, в том числе СВС.
Ниже приводим обращение полностью
ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ»
Уважаемая Оксана Николаевна!
12 декабря 2024 г. в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в контексте национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» состоялось обсуждение вопроса «Об обеспечении технологического суверенитета агропромышленного комплекса Российской Федерации».
Министерству сельского хозяйства РФ рекомендовано активизировать проведение технической и технологической политики в АПК, обеспечивающей содействие распространению передового опыта внедрения в сельскохозяйственное производство перспективных технологий и применения высокопроизводительных современных машин.
Защита полезных растений от сорняков, вредителей, болезней наземной и авиационной техникой — важная составляющая агротехнологического процесса выращивания сельхозкультур. От качества проведения защитных работ напрямую зависят объем и качество собираемого урожая, а значит — продовольственная безопасность и независимость страны.
Применение авиации в защите полезных растений имеет ряд несомненных преимуществ перед наземной техникой и требует безусловного внимания в современных условиях. По данным Росавиации, ежегодно в России порядка 6 миллионов гектаров обрабатывается с воздуха сверхлегкой авиацией.
Согласно опросу, проведенному Минсельхозом России, 44 субъекта Российской Федерации высказались за необходимость использования сверхлегких воздушных судов для выполнения авиационно-химических работ, которые эффективно работают с малыми расходами рабочей жидкости. Президентом РФ утвержден перечень поручений от 13.06.2023 №Пр-1176 по вопросам развития беспилотных авиационных систем, и в настоящее время для обработки сельхозкультур начинают активно применяться беспилотные авиационные системы (БАС), которые могут эффективно работать только с малыми расходами рабочей жидкости.
Вместе с тем Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, (далее — Каталог пестицидов), по-прежнему, как и 50 лет назад, диктует применение препаратов в основном с нормами расхода рабочей жидкости 150-300 л/га и выше, а при авиаобработках — 25-100 л/га. В реальном же сельхозпроизводстве наземная техника уже давно работает с нормами рабочей жидкости 15-100 л/га, а авиационная — 3-4 л/га.
Ситуация усугубляется введением в действие ФГИС «Сатурн», которая вынуждает сельхозпроизводителя представлять недостоверные сведения о проведенных защитных работах, в том числе об объемах, выполняемых авиацией. Вместе с тем многолетние исследования специалистов ВНИИ фитопатологии и ВИЗР, проведенные с 1970-х годов и до настоящего времени, убедительно доказали, что биологическая и хозяйственная эффективность химпрепаратов определяется не нормой расхода рабочей жидкости, а техническими средствами внесения препарата, от которых зависят дисперсный состав факела распыла, плотность и равномерность покрытия каплями препарата обрабатываемой поверхности.
Разработанная и апробированная технология монодисперсного ультрамалообъемного опрыскивания (технология ММО) позволяет снизить потери сельскохозяйственных культур от сорняков, вредителей и болезней и при этом уменьшить пестицидную нагрузку на почву, минимизировать снос рабочей жидкости за пределы поля, уменьшить норму расхода препарата на гектар, обеспечить ресурсосбережение и в целом снизить расходы на производство продовольствия в России.
В течение последних 25 лет технология ММО активно применяется для внесения препаратов сверхлегкими воздушными судами (СВС), ее высокая эффективность и безопасность доказана на миллионах гектарах посевных площадей в тысячах хозяйств по всей стране, целый ряд препаратов отлично зарекомендовал себя в борьбе с сорняками, вредителем, болезнями растений, в десикации, с низкими нормами расхода рабочей жидкости.
Отсутствие достоверной официальной информации о современных технологиях и технических средствах мешает принятию правильных управленческих решений, направленных на обеспечение технологического суверенитета АПК России, и препятствует внедрению в сельскохозяйственное производство перспективных технологий и высокопроизводительных современных машин защиты полезных растений.
Региональными органами управления сельским хозяйством также уделяется недостаточное внимание внедрению в сельскохозяйственное производство перспективных высокоэффективных технологий внесения СЗР и применения высокопроизводительных современных машин, в частности, в имеющихся в распоряжении администраций регионов информационных ресурсах (в т.ч. на официальных сайтах, зональных совещаниях, на агрофорумах, в СМИ) отсутствует информация об объемах защитных работ, о передовых технологиях и технических средствах, препятствиях по их распространению.
Совершенствование государственного регулирования применения пестицидов и агрохимикатов давно назрело и является очень актуальной и острой проблемой, требующей скорейшего решения. Обозначенные вопросы многократно прорабатывались аграриями, ученымипрактиками, авиационным сообществом.
По данному вопросу в Минсельхоз России направлялись обращения, были получены экспертные мнения от профильных организаций (ВИЗР, ПАНХ), подтверждающие необходимость решения данных вопросов, однако никаких реальных действий со стороны Минсельхоза не сделано.
В перечне приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до сих пор отсутствует раздел «Применение малой (легкой и сверхлегкой) авиации в сельскохозяйственном производстве». В регионах РФ не проведен мониторинг агрохимических работ по видам работ, применяемым технологиям и техническим средствам внесения СЗР, включая авиационные.
До сих пор на сайте Минсе льхоза и региональных структур АПК нет официальных данных о работе сверхлегкой авиации. Нет данных о наличии и составе авиационных мощностей по регионам РФ и потребности в них. При этом востребованность CJIA доказана миллионами гектаров защищенных посевов во всех регионах России, миллиардами рублей дополнительной сельхозпродукции высокого качества.
Сверхлегкая авиация уже сейчас вносит значительный вклад в выполнение задач, поставленных Президентом РФ по обеспечению продовольственной безопасности и повышению экспортного потенциала отечественной сельскохозяйственной продукции. Однако ни в отчетах уважаемых ведомств, ни в СМИ нет ни слова о роли сверхлегкой сельхозавиации в этих достижениях.
Отдельным важнейшим вопросом является производство малой авиационной техники для сельского хозяйства. Конкуренция на мировом зерновом рынке делает необходимой борьбу за каждую копейку для сельхозтоваропроизводителя, и он не может поднять долю авиаработ в себестоимости своей продукции выше 5%. Поэтому самолет для сельхозавиаработ изначально должен быть недорогим, надежным и простым в обслуживании, иметь ресурс до 10 лет и срок окупаемости 2-3 года.
Потребность в таких самолетах по России, по нашему мнению, составляет 500-600 единиц, программа их производства должна предусматривать 60-100 единиц в год. Для этих воздушных судов необходим отечественный поршневой авиадвигатель мощностью 100-120 л.с.
Сейчас основу парка сельхозавиации составляют ЕЭВС CJIA. Однако до сих пор отсутствует государственный заказ на производство сверхлегкого воздушного судна сельхозназначения с авиационным двигателем отечественного производства.
При этом «самоназначенные» эксперты опять пытаются втянуть государство в дорогостоящие бюджетные расходы на создание и производство сельхозсамолетов, без учета накопленного за четверть 21-го века опыта, современных энергосберегающих технологий, инновационной техники и реальных условий в агропромышленном комплексе. Современный авиапром с его высокими накладными расходами не может сделать и не будет делать дешевый сельхозсамолет (пример тому -сельхозсамолет СУ-38Л ОКБ «Сухой», проект которого так и не получил своего развития).
Проблему могли бы решить малые производства (3-4 по России с программой выпуска до 20-30 единиц в год), но опять проблема в дорогостоящей длительной процедуре лицензирования разработчика, сертификации производства. Замкнутый круг: большие производства не хотят выпускать простую и дешевую авиатехнику, а малые не могут вытянуть существующие сейчас сверхзатратные правила сертификации.
С учетом изложенного прошу Вас со своей стороны срочно принять меры по устранению препятствий для внедрения и распространения современных отечественных технологий и технических средств внесения СЗР и взять под жесткий контроль прохождение и принятие решений по развитию современной сельхозавиации России. Времени нет. Полевые работы не ждут!
Уважаемая Оксана Николаевна! Считаем необходимым и просим Вас: 1. Дать поручение Россельхозцентру и региональным органам управления сельским хозяйством обеспечить сбор достоверной официальной информации об объемах защитных работ наземной и авиационной техникой, проводимых в Российской Федерации, о применяемых технологиях и технических средствах внесения средств защиты растений, о состоянии и потребностях в опрыскивающей технике, применяемой для внесения СЗР, в том числе авиационной, включая БПЛА,
2. Привести содержание Каталога пестицидов в соответствие с современной практикой защитных работ и уйти от нормирования расхода рабочей жидкости при условии применения технических средств внесения, обеспечивающих распыление, близкое к монодисперсному;
3. Включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. сырья и продовольствия вопросы развития технологий и технических средств внесения средств защиты полезных растений; 4. Обратиться в Правительство Российской Федерации с инициативой о выработке мер государственной поддержки разработки и изготовления отечественных современных технических средств внесения средств защиты растений, обеспечивающих высокое качество распыла и авиационной техники сельхозназначения, в том числе СВС.
Г енеральный директор ООО «НТК» С.А. Генералов