На Дне поля рассказали, как будут решать проблему кадров в АПК
Лишь 13% выпускников аграрных вузов идут работать по специальности – такую цифру привели в ходе встречи с аграрным сообществом на Дне поля в Волгоградской области представители Минсельхоза.
— Здесь, на Дне поля в Волгоградской области, ко мне обращались сельхозпроизводители, представители машиностроительной отрасли, производители средств защиты растений, минеральных удобрений и другие с одним вопросом – где брать кадры? – сообщил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Роман Некрасов. – Все недовольны, везде не хватает людей, все спрашивают: кого готовят наши вузы? Почему студенты приходят, не имея представления о производстве? Мы понимаем, что пришло время кардинально менять систему подготовки аграрных кадров, в этом направлении уже действуют пилотные проекты.

В чем суть новшеств, которые планируют внедрять? Во-первых, подготовка кадров должны стать сквозной.
— Начинать готовить кадры для отрасли надо не со школы, а раньше, с детского сада, создавая у ребенка ощущение, что без сельского хозяйства его жизнь не будет достаточно яркой и счастливой, — отметил Роман Некрасов. – Так, сельхозмашиностроители у себя на предприятиях уже сейчас не только водят школьников, но и открывают игровые профильные комнаты для детсадовцев. Заодно ведут работу с родителями – их тоже надо убеждать, что сельское хозяйство – это правильный выбор для ребенка. И если еще лет 10 назад никто и слышать не хотел о профильных агроклассах и перезагрузке системы среднего специального аграрного образования, то теперь мы этим прицельно занимаемся.
Есть и другие моменты, который предстоит решить в ходе образовательного процесса, и они психологического плана.
— Руководители в сфере АПК сталкиваются с тем, что молодежь, которая начинает у них работать, во-первых, не терпит критики, — говорит Роман Некрасов. – На любое критическое замечание молодые люди возражают, мол, вы меня прессуете, не даете раскрыться, и ничего хорошего в вашем АПК нет, и пишут заявление на увольнение. Также молодежь не готова ждать и набираться опыта – она требует сразу высоких зарплат, при этом категорически не хочет брать на себя ответственность за решение сложных вопросов. В итоге мы получаем всего порядка 2-3% специалистов, которые готовы взять на себя сложный фронт работ. Все эти вопросы надо решать на уровне обучения в школе и вузе, потом уже сделать ничего нельзя. И еще — образование надо будет вести с учетом личностных характеристик и с максимальной прокачкой способностей каждого.
Высшее плюс среднее
Сейчас в Минсельхозе склоняются к мысли о том, что измениться должно и наполнение аграрных программ.
— Новая модель предполагает, что первые два года в вузе будут вести общепрофессиональную подготовку по единой программе для всех, то есть преподавать профильные дисциплины – биологию, химию, математику и т.д., а потом каждый будет получать свои компетенции по будущему профилю работы, — объяснил д.т.н., руководитель Тимирязевской академии и Центра подготовки кадров для АПК Виктор Бердышев. – То есть речь идет не о жестких специальностях, а наборе компетенций, которые нужны работодателю.

Еще одно важное новшество: вместе с высшим образованием студенты будут получать дополнительно рабочие профессии с соответствующими дипломами и практическими навыками. Например, в Томском государственном университете, который является пилотным вузом по отработке новой образовательной модели в АПК, будущие агрономы получают еще специальности оператора беспилотников и лаборанта-микробиолога или лаборанта химического анализа.
В вузе вводят и другие новшества – например, на бакалавра обучают не 4 года, а 5 лет, как было в советские времена, здесь действует правило двух летних производственных практик вместо одной.
Но самое главное: обучают не по типовым программам, а исходя из потребностей отрасли и работодателей, что создает совершенно новый подход к образованию. Это – будущее всех аграрных вузов.
Так, в университете уже ввели программы под корпоративный заказ – их называют «профессиональные школы», а также междисциплинарные программы на основе целевых разработок и исследований. Стажерами студенты идет на предприятие со 2-3 курса, в итоге по востребованным специальностям, таким, например, как программная инженерия, 100%-ое трудоустройство происходит со 2 курса. Предприятие-заказчик на подготовку кадров согласует с вузом содержание обучения и его результаты, обучает на своей базе, дает заказы на проекты и исследования студентов, выделяет наставников и т.д. Результаты такие: примерно 50% студентов после окончания вуза идет в сферу АПК, остальные – в науку и надзорные органы.
Все в поля
А вот у самих сельхозпроизводителей свой взгляд на подготовки кадров для АПК. Они уверены – нужно снижать объем теории в пользу практики и непосредственных контактов на производстве.
— Два года общегуманитарных дисциплин – это слишком много, — озвучил позицию производителей фермер и агроблогер Никита Токмаков. – На наш взгляд, одного года вполне достаточно, а дальше нужен упор на практику, когда на второй год студент знакомится с производством, а на третий участвует в его работе. При этом упор надо делать на экономику – как практикующий фермер могу сказать, что обучать студентов биотехнологиям и экологичному подходу – это хорошо, но в реальном производстве всегда стоит вопрос соотношения зарплат и прибыли, иначе хозяйство не выживет, и студенты должны это понимать. Второе – из вуза студент должен выходить со знанием тех цифровых технологий, которые сегодня вводятся в АПК – всех ФГИСов и т.п. Но при всем при этом наличие рабочих специальностей у того же выпускника станет дополнительным плюсом.

Но есть и такие вопросы, в которых сходились все, кто работает над перезагрузкой системы высшего аграрного образования.
— Надо понимать, что в будущем понадобится система непрерывного обучения, образование перестанет быть той флешкой, которую один раз вставил и можно всю жизнь использовать, — отметил Роман Некрасов. – И еще: согласен с мнением, что современное сельское хозяйство — это только на 5% работа, остальное – наука. То есть еще надо готовить исследовательские профессии – селекционеров, генетиков, конструкторов. Их будет немного, но без них невозможно развитие отрасли.
Опрос
Чему нужно уделять больше времени в подготовке аграриев?
- — Прикладным наукам: передовому земледелию, растениеводству и т.п.- 53%
- — Все равно, что с теорией, главное – практика в поле – 32%
- — Нам никто не нужен, скоро всех заменит искусственный интеллект – 8%
- — Нужен упор на фундаментальные науки вроде философии и физики, чтобы выходил «думающий» агроном-7%
(По результатам опроса 890 аграриев в агроблоге Н.Токмакова)