Почему важно изменить отношение власти к малой авиации

Почему важно изменить отношение власти к малой авиации? Об этом газете «Аргументы и Факты»-Нижнее Поволжье» рассказал руководитель ООО «Спектр» Дмитрий Васкевич.

ОТРАСЛЬ-НЕВИДИМКА

— Дмитрий Владиславович, на недавнем круглом столе по проблемам сельхозавиации в Волгограде говорилось о том, что  необходима «перезагрузка» отношения к сверхлегкой авиации (СЛА) на всех уровнях. В чем  она должна выражаться?

— Всем органам власти, общественным структурам необходимо прийти к пониманию, что даже в сегодняшних крайне непростых условиях возможно эффективно реализовать преимущества СЛА в АПК федерального и регионального уровня. В основе такого утверждения многолетний опыт Волгоградской области — без сомнения, лидера в применении СЛА в АПК.

Работа сельхозавиации в 2021 г. принесла региону прибавку урожая высокого качества на сумму более девяти миллиардов рублей. Услуги авиации доступны и малым и большим сельхозпредприятиям и сопоставимы по цене с работой наземной техники.

В регионе насчитываются уже десятки предприятий, оказывающих услуги по защите урожая. Другие регионы могут лишь позавидовать такой возможности.

— Если плюсы от применения вашей летательной техники столь очевидны, так в чем тогда корень проблемы?

— Если сельхозпроизводители давно оценили достоинства малой сельхозавиации, то для ряда государственных структур реальный вклад СЛА в отечественную экономику, к сожалению, является каким-то трудно объяснимым мифом. Казалось бы, это не так уж важно, но в результате полностью исчезло стратегическое планирование и ориентиры развития.

При отсутствии официальной статистики, отражающей деятельность сельхозавиации, её на бумаге как будто и нет, а значит, она и не нужна. Даже в госпрограммах развития АПК разработчики не нашли места современной сельхозавиции.

Если сельхозсамолет – значит давным-давно морально и технически, технологически устаревший советский АН-2, или современный дорогостоящий его аналог Т-500, внедрение и производство которого, к слову, так и не налажено. Очевидно, что это большие проблемы, но только эти проблемы не у авиации. СЛА уже не надо доказывать свою эффективность. Перенастройка экономики расставит все на свои места, а у сельхозавиаторов, также как у сельхозпроизводителей, есть свое конструктивное реалистическое мышление на урожай.

— Можете рассказать про мифы о сверхлегкой авиации?

— Действительно ли авиационно-химические работы выполняются сейчас только самолетами АН-2? До сих пор в этом искренне убеждены лишь некоторые весьма высокопоставленные чиновники федерального и регионального уровня. Мы с большим уважением относимся к легендарному «кукурузнику», но ещё лет 20 назад,  в начале 2000-х стало очевидно, что АПК не «поднимет» применение подобной техники.  И, напротив, применение СЛА в АПК, на основе опыта европейских стран позволили вернуть услуги авиации сельхозпроизводителям России и за счет повышения урожайности и качества зерна.

— Каким именно парком воздушных судов сейчас обладают компании, подобные вашей?

— Сельхозтоваропроизводителю сейчас предоставлена возможность выбрать авиатехнику на любой вкус. Есть «та самая»  традиционная техника – АН-2, МИ-2, но основной спрос на микросамолеты – это разновидности самолета «Спектр-30» (СП-30, СП-30сх, СП-38 и др.),  «Бекас» (ХА-38). Работают также и дельталёты (МД-50) и другие. При этом предлагается широкий спектр услуг — подкормка, аэросев, защита от вредителей, болезней, сорняков, десикация.

— Бытует также мнение, порой даже на уровне чиновников, что сверхлегкие воздушные суда (СВС) это техника любителей дилетантов и её широкое применение не обеспечивает требования безопасности. Так ли это?

— К сожалению, под этими страхами законодателем формируются абсурдные нормативные требования обеспечения  безопасности к сверхлегкому аппарату как к огромному Боингу-737 или Аэробасу. Высокое качество изготовления СВС, простота и как следствие надёжность конструкции, неоднократно подтверждалось профессионалами научных испытательных учреждений, летными испытаниями, сертификатами летной годности, сотнями тысяч часов налета при выполнении агрохимработ.

— А что вы скажете иным сельхозпроизводителям, убежденным в том, что малообъемное опрыскивание посевов неэффективно?

— . Они еще есть, но их уже не так много, как лет 20 назад. Здравый смысл и простой экономический расчет расставит всё на свои места. С появлением сверхлегкой авиации у аграриев существенно снизились сопутствующие расходы при выполнении защитных работ. В первую очередь, по причине возможности применить научно обоснованную инновационную технологию малообъемного опрыскивания. Аппаратура, установленная на сверхлегких воздушных судах, не только сократила потребность в подвозе воды в десятки раз, но и дает возможность экономить дорогостоящие препараты за счет их точного внесения. В современных условиях это очень существенный фактор. При этом одновременно также решается важнейшая экологическая задача по снижению пестицидной нагрузки на гектар.

Увеличение мощностей наземной техники вроде бы позволяет прогнозировать снижение спроса на авиационные услуги. Тем более, что чиновники через лизинг активно навязывали сельхозпроизводителям приобретение дорогостоящей импортной опрыскивающей форсуночной техники. Однако наземная техника не способна полностью заменить авиацию по объективным, в том числе экономическим причинам. Авиация всегда будет дополнять наземную технику, а распределение объемов и мощностей в нишах их применения определится эффективностью их работы в АПК при равных условиях их господдержки.

Андрей ДЕРЖАВИН

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.