Цены на топливо существенно выросли, но тарифы на перевозки такие же, как были 7-8 лет назад, утверждают организаторы протеста. Они же говорят и о росте цен на зерно, но тут можно возразить — это явление текущего года, в остальном цены на зерно остаются предельно низкими.
Но пока перевозчики вынуждены перегружать свои машины, за что их штрафуют. О сути протеста и требованиях перевозчиков рассказал президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
– Это не акция протеста в чистом виде. Это выступление против действий заказчиков, трейдеров, а также против нарушений законодательства со стороны контролирующего органа. Я бы сравнил это с итальянской забастовкой. Перевозчики отказываются возить зерно по действующим тарифам. Грузоотправители принуждают их возить с перегрузом, заказчики этому потворствуют, а контролирующие органы закрывают на это глаза. Мы проводим эту акцию без кардинальных правонарушений. Люди ездят по элеваторам, встречаются с перевозчиками, со своими коллегами, и доносят до них мысль, что надо начинать считать деньги и не прогибаться под монополию зерновых компаний, которые покупают зерно и пытаются в нарушение законодательства обеспечить себе суперприбыли, – полагает глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин.
Перевозчики уже обратились к президенту России, в Минсельхоз РФ, в прокуратуру, Минтранс и Федеральную антимонопольную службу с требованием навести порядок и повысить тарифы на перевозку зерна.
Президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что действия перевозчиков зерна никак не повлияют на ситуацию на рынке, и полагает, что установленные тарифы на перевозку, за повышение которых выступают водители, экономически обоснованны, и повышать их основания нет.
- С моей точки зрения, в любом случае все эти вопросы должны решаться за столом переговоров, — полагает Александр Корбут.Причем этот стол переговоров должен предусматривать то, что участвуют перевозчики и их контрагенты, то есть те, кто пользуется их услугами.
По словам Дениса Кочкина, директора агропромышленной компании ООО «Содружество», в сложившейся ситуации виноваты трейдеры-экспортеры зерна. «Сейчас цены на зерновом рынке регулируют всего несколько крупных трейдеров-экспортеров, таких как «Риф», «МЗК», «Аста» и «Юг Руси». Тарифы на перевозки упали именно из-за них,» — считает Кочкин.
Из-за забастовки перевозчиков под ударом вновь окажутся сельхозпроизводители. По мнению Кочкина, экспортеры все равно не станут покупать их продукцию дороже — а вот у производителей не будет выбора, кроме как оплатить дополнительные расходы из своего кармана.
Между тем, по оценкам Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» на 29 января, на юге России порядка 9 тысяч автоперевозчиков отказываются выполнять заказы по доставке зерна в порты Азовского и Черного морей.