Органическое сельское хозяйство в России: проблемы и перспективы

Органическое сельское хозяйство в России — один из самых обсуждаемые сегодня в аграрной среде вопросов.   Закон ФЗ №280 от 03 августа 2018 года «Об органической продукции» принят Государственной Думой 25 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года и подписан Президентом РФ             03 августа 2018 года.

В ряде стран Европы (Германии, Франции, Англии, Австрии, Дании и др) уже целые десятилетия действует законодательство о производстве чистой продукции и достаточно широко развито органическое сельское хозяйство и органическое земледелие.

Данное направление получило распространение в промышленно развитых странах в противовес интенсификации земледелия, когда в погоне за прибылью товаропроизводитель старался максимально использовать в технологиях химические средства как удобрения, гербициды, пестициды, регуляторы роста и.т.д. для обеспечения роста производительности труда.

В России в 90-е и начале 2000-х годов по ряду объективных причин интенсивные технологии не получали должного распространения и только в последнее десятилетие применение химических средств резко возросло при выращивании сельскохозяйственных культур. Так, в Волгоградской области объем химических обработок сегодня по данным Россельхозцентра достиг 2,5-2,7 млн. га. Правда применение удобрений в области пока так и остается низким и не превышает 20 кг/га, тогда как в Европе, Китае и США их уровень в среднем составляет 270-300 кг/га, а иногда достигает порядка 500-600 кг/га.

В этой связи можно часто услышать, что в России уже производится чистая продукция, однако из-за отсутствия законодательства «Об органической продукции» и системы ее сертификации «Запад» не признает ее таковой. Следовательно при экспорте зерна, семян подсолнечника и прочей продукции российский поставщик реализует товар по цене в 3-5 раз ниже, чем европейский товаропроизводитель.

Для преодоления таковой несправедливости в России в ряде регионов были созданы «Общественные советы по производству органической продукции», «Союз органических фермеров Кубани», «Национальный органический союз» и др. Ежегодно  в рамках «Золотой осени» проводились международные конференции «Органическое сельское хозяйство: опыт, проблемы, перспективы», что в конечном итоге способствовало принятию ФЗ N280-от 03.08.2018 г.

Под определением органическая продукция понимается экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Органическое сельское хозяйство – совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года % 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.

         Правовое регулирование осуществляется на основании актов Евразийского экономического союза, ФЗ N280 от 03.08.2018 г., другие ФЗ РФ, правовые акты РФ, правовые акты субъектов РФ.

При производстве органической продукции соблюдаются следующие основные требования:

обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;

запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующеми в РФ национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

— запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции изготовленной с использованием их организмов;

-запрет на использование гидропонного метода выращивания растений.

— запрет на применение ионизирующего излучения.

         Разрешается использовать для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения, а также осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомофагов (естественных врагов врендителей растений), на выборе видов и сортов растений, на подборе севооборотов, оптимальных методов возделывания растений и методов термической обработки органической продукции;

-подбор пород и видов с/х животных, создание условий содержания и обеспечения санитарно-гигиенических показателей их содержания.

-использование разрешенных в РФ пищевых добавок, технологических средств, ароматизаторов, усилителей вкусов, ферментных добавок, микроэлементов, витаминов, аминокислот.

-применение биологических (пробиотических) микроорганизмов, традиционно используемых при переработки пищевых продуктов.

-Запрент на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции.

-Запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары. 

Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании в целях установления соответствия производства органической продукции действующим в РФ национальным. межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической пролдукции.

   Сертификацию осуществляют аккредитованные органы в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия.

Федеральным органом исполнительной власти создается и ведется в электронном виде и открытом доступе единый государственный реестр производителей органической продукции, где указываются следующие сведения:

. -полное и сокращенное наименование производителя.

— Государственный регистрационный номер.

— дата внесения в реестр ЕГРЮ, ИНН.

Для физических лиц: -ФИО физического лица, ИНН, ЕГР физ лица ,ЕГРИП, дата внесения, адрес места производства, вид продукции, регистрационный номер сертификата соответствия, дата выдачи сертификата, сведения об органе по сертификации.

     Порядок ведения Единого Государственного реестра производителей органической продукции и предоставления информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной. политике и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК. Сведения общедоступны в том числе с в сети Интернет.

     Производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии с настоящим ФЗ имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинаций надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

     Государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах. предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264 –ФЗ «О развитии сельского холзяйства».

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Автор — Александр Беляков

Как увеличить плодородие почвы — советы ученых

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.