Как изменится закон о местном управлении и что ждет село?

Как изменится закон о местном управлении и что ждет село? Тема волнует многих, так как сейчас Госдума закон пересматривает. Свою лепту внесли и волгоградские депутаты.

Мнения «за»

Законопроект важнейший — он призван в корне поменять всю систему низовой власти в стране, и коснётся это каждого жителя села. Разработчики закона, сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, предлагают полностью переформатировать систему МСУ, введённую в 2006 г. Декларируемые при этом цели предельно благие — реформа позволит прекратить перекладывать ответственность с одной администрации на другую, а количество местных чиновников и депутатов снизится в разы.

Снизить в разы (почти в семь раз) собираются и количество муниципальных образований, слив воедино поселения, города и районы.

Михайловку объединили с районом еще в 2012 г

Ещё одно принципиальное новшество: вместо ликвидируемых местных советов и местных глав предлагается ввести старост на общественных началах или закрепить за поселениями специалистов от муниципалитета. 

Что касается выборов главы местной власти, то губернатора предлагают наделить правом предлагать муниципальным депутатам своих кандидатов на выбор. Но процедуру избрания глав муниципалитетов в законопроекте предложено оставить на усмотрение регионов.

Существуют разные взгляды на реформу местной власти.

— Такие муниципалитеты Волгоградской области, как Камышин и Камышинский район, Фролово и Фроловский район, Урюпинск и Урюпинский район, можно и даже нужно объединять, — рассуждает депутат Госдумы, в недавнем прошлом мэр Волгограда Виталий Лихачёв. — Это позволит сэкономить средства, избежать дублирования функций органов МСУ и даст возможность оперативнее реагировать на проблемы и обращения жителей. Высвободившиеся деньги можно направить на развитие местных территорий.

— Сейчас бюджеты сельских поселений минимальны, средств не хватает даже на текущие расходы, — говорит глава Дубовского района Василий Улитин. — При новой одноуровневой системе МСУ ресурсы сосредоточатся в городских и районных бюджетах, что позволит нам активнее участвовать в региональных программах.  

Мнения «против»

Но противников у нового законопроекта много — уже зарегистрировано более 100 поправок. Все понимают, что он определит политическую повестку и экономическое развитие территорий на многие годы вперёд.

— В первые годы после принятия 131-го закона финансирование осуществлялось нормально, — вспоминает сельский глава из Волгоградской области (фамилию просил не указывать). — Помимо бюджетного финансирования, сельские поселения обладали собственным источником доходов — арендной платой за землю, да и 10% подоходного налога оставалось на местах. До 2008 г. бюджет нашего поселения доходил до 8 млн руб., мы могли реально работать, не выклянчивая деньги в районе, используя собственную технику. Думаю, эта самостоятельность сёл и деревень не всем пришлась по нраву,  и с 2008 г. доходы стали урезать. Сейчас, насколько мне известно, практически все поселения дотационные.

При мне в отделе ЖКХ работали 14 человек, а сейчас остались начальник, пара трактористов и пара сторожей. Всю бывшую в распоряжении поселения технику отдали в концессии, в район. И теперь в случае ЧП остаётся или умолять о помощи район, или бежать к частнику, который не упустит случая заработать. Опять-таки есть аварии, которые требуют срочного вмешательства; пока техника из райцентра дойдёт до отдалённого хутора, в прямом смысле утечёт немало воды.

Что далеко ходить — недавний снегопад на четыре дня замуровал жителей нашего северного района, у людей не было даже хлеба! С горем пополам районные власти разгребли дороги, но будь у сёл своя техника, сразу же начали бы откапываться сами.

В снегопад остро не хватало для расчистки дорог

У меня в штате ДК было семь человек, и все работали, молодёжь с удовольствием занималась. Сейчас урезали бюджет до предела, оставили троих.  Но чаще всего «очаги культуры» в глубинке просто закрыты — просто нет денег на газ.

По мнению бывшего главы, поправки в закон — это, по сути, уничтожение самоуправления в селе. 

— Укрупнение по территориальному признаку — мы это проходили: по всей России как могильные памятники стоят разрушенные «неперспективные» деревни, — убеждён он. — А начиналось всё так же: закрыли школу, клуб, больницу… Сейчас, конечно, закрывать уже почти нечего. В соседнем с нами умирающем селе из всей цивилизации — три раза в неделю приезжает почтальон. Сейчас худо-бедно им помогает наш посёлок, где хоть ФАП есть. Что будет, когда исчезнет наша администрация? К кому пойдут люди со своими проблемами? К «старосте», который сможет лишь сообщить о проблеме в район?

Местное самоуправление тем и ценно, что люди сами выбирают достойных. Мы ходим по одним улицам, наши дети учатся в одной школе, и спрос с нас, местных глав и депутатов, идёт по полной.

Поправки от Волгоградской области

Между тем и депутаты Волгоградской областной думы внесли свои поправки к федеральном законопроекту об МСУ.

Так, в статью о полномочиях местной власти по обеспечению жизнедеятельности населения региональные парламентарии внесли пункт, который предусматривает «осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами».

 Второй поправкой они обязали чиновников низшего звена предоставлять контролирующим структурам документы, связанные с выполнением отдельных госполномочий.

Третье уточнение касается возможности муниципалитетов осуществлять полномочия, не предусмотренные действующим законодательством, но не исключенные из их компетенции.

Четвертой поправка региональные депутаты обозначили переходный период до 1 января 2025 года. За это время городские округа, не соответствующие требованиям по каким-либо параметрам, преобразуют в муниципальные.

Второе чтение законопроекта пройдет в Госдуме 16 марта. Если закон примут, он вступит в силу с 2023 года.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.