До последнего колоска: как селяне ковали победу в тылу

На слуху у многих сегодня имена героев Сталинградской битвы, войны в целом и их подвиги на ратном поле. Но не менее значимым был тогда и вклад в общую победу мирных жителей. Село продолжало кормить всю страну, и это при том, что остались здесь в основном женщины и дети.

В стороне не остался никто

Когда боевые действия вплотную подошли к границам тогдашней Сталинградской области, областной комитет ВКП(б) обратился к жителям с призывом: «Сделаем всё, чтобы воин Красной армии был одет и обут». В итоге уже до конца года каждый район Сталинградской области, где не было оккупации, отправил на фронт десятки, сотни тысячи пар теплых носков, варежек, валенок, овчин на полушубки. Всего за время войны в области их было отправлено от жителей, по архивным данным, порядка 1,2 млн комплектов.

— Многие селяне выступили  в роли доноров, которые отдали свою кровь нуждающимся раненным бойцам, — читаем в одном из исторических исследований. — Например, десятки литров крови отдали 32 донора из села Коростино, 27 литров — из хутора Нижние Коробки, 29 — из села Котово, 20 — села Моисеево Котовского района.

В фонд обороны страны, по данным архивов, на формирование эскадрилья «Героический Сталинград» сельскими труженниками было собрано: в Ленинском районе — 1,5 млн рублей, в Октябрьском и Урюпинском по 2,6 млн руб, в Еланском — около 3 млн руб, Палласовском районе — около 10 млн руб. На личные сбережения селян из Сталинградской области были построены боевые самолёты на авиазаводе в Саратове. Также была сформирована танковая колона «Сталинградский осоавиахимовец».

В тот же период труженники Палласовского района сдали государству более 1 млн пудов зерна, 72 тыс пудов мяса, 2, 6 млн литров молока, 63 тыс кг шерсти и другой сельхозпродукции. Отправлено в качестве подарков фронтовикам 12 т муки, 12 т печеных изделий, 12 т мяса и мясных продуктов.

В колхозах и совхозах области трудилось в годы войны более 100 тыс. школьников. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров. 

Зерновая переправа

Вблизи станицы Клетской при приближении фронта местные жители в течение одной ночи навели переправы для эвакуация на восток собранного зерна. Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. В людском конвейере часто попадались 5-6-летние  малыши и они несли зерно в молочных бидончиках. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба.

В дни битвы прифронтовом Фроловском районе прямо во время уборочной под бомбежкой сгорело два комбайна, погибли комбайнеры Михин, Поляков,  Рогачев. В совхозе «Зеленовском» во время уборки урожая было убито под обстрелами одиннадцать селян, но весь урожай с площади свыше десяти тысяч гектаров был своевременно убран.

«ЖЕНСКАЯ ДОРОГА» К СТАНЦИИ ПАРОМНАЯ

Селяне участвовали и в строительных работах.  В 1941 г. первый секретарь   Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов записал в своем дневнике: «В соответствии с решением правительства начинается строительство новой железной дороги Сталинград — Владимировка общим протяжением 180 км… Надо изыскать 25-30 тысяч рабочих и закончить работу  в течение осени и зимы».

Из сел  приахтубинских сёл ежедневно на стройку выходило около 8 тысяч рабочих, из них три четверти  –  женщины  и школьники. Люди трудились по 10 – 12 часов в сутки.  Налетающие с запада вражеские летчики порой на бреющем расстреливали беззащитных строителей, а повсюду на десятки км простиралась открытая ровная степь.

Первая очередь дороги была построена всего за 72  дня и вошла в строй 27 декабря 1941 года, по ней сразу пошли груженые эшелоны, для доставки на фронт боеприпасов, оружия, техники и продовольствия.

Одним из направлений стал сбор средств в фонд детей, оставшихся в годы войны без родителей. В Котельниковском районе в октябре 1943 г.  заработанные на воскреснике 600 руб. перечислены в фонд детей-сирот. Им к началу учебного года собрали учебники и наглядные пособия.

Люди отдавали фронту все, что могли. Так, в 1944 году шестидесятилетний колхозник-пчеловод Василий Викторович Конев из колхоза «Большевик» Новоаннинского района Сталинградской области внёс свои трудовые сбережения в фонд Советской Армии и просил о том, чтобы на них был построен боевой самолёт имени его земляка и родственника, погибшего на фронте Героя Советского Союза Конева. Народный комиссариат обороны удовлетворил эту просьбу и выпустил на деньги колхозника истребитель ЛА-5 с бортовым номером 14.  Этот самолёт 2 мая 1944 года вручили Ивану Кожедубу, а также дали письмо колхозника, где тот просил лётчика, которому достанется эта машина, беспощадно мстить фашистам за смерть героя Конева и бить врага до нашей окончательной победы. Воюя на «именном» истребителе, прославленный ас самолично сбил за короткое время 8 самолетов противника.

Сергей Новицкий, «Аргументы и Факты» — Нижнее Поволжье»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.